Закрыть ... [X]

Как это сделано офсетная печать

(495) 788-80-51
(495) 788-80-52


Спецпредложения


Оборудование

Способ офсетной печати. Как работает офсетная машина.

Беря в руки книгу или журнал, рекламную листовку или каталог картин, мы редко задумываемся о том, как это отпечатано. Конечно, мы понимаем, есть печатная машина, в которую закладывают бумагу с одной стороны, а с другой - получаем оттиск. Но как попадает краска на бумагу, как получается красивая картинка, а иногда — плохая, как устроена, в конце-концов печатная машина? Для любознательных попытаемся хотя бы вкратце рассказать об этом.

Пожалуй, за редким исключением, те кто впервые попадает в печатный цех, остается равнодушным после хотя бы беглого знакомства с современной большой печатной техникой. Еще бы! Агрегат размером с большой автобус, издающий шум, при котором говорить пригодится достаточно громко чтобы услышать рядом стоящего собеседника, и при этом на скорости более 10000 оборотов в час, поглощающий в свои недра бумагу. Закончен очередной тираж. Печатник вывозит готовую стону продукции, меняет печатные формы, с помощью электронного пульта устанавливает параметры следующей работы и вновь включает печатный станок на большую скорость. Что же происходит в недрах машины? Начнем с самого простого. Но вначале немого истории. Желание копировать увиденное у человека существует еще с пещерных времен. А научившись рисовать один экземпляр, захотелось его повторить обозрения другими членами сообщества. Потребовались сотни лет прежде чем придумали самый простой способ получения тиража. Какой?

1.jpg

Проведем маленький эксперимент. Возьмите монетку, лист бумаги и карандаш. Положите на монетку бумагу и карандашом проводите линии по абрису монеты. Старайтесь чтобы линии были параллельны. В результате вы получите почти полиграфический оттиск печать монеты. (Рис.1) В этом без хитростном опыте вы получили, можно сказать, фундаментальные принципы полиграфии. Во-первых это основа метода высокой печати. То есть если на выступающие элементы набора нанести краску, а затем наложить лист бумаги, то получим оттиск. Во-вторых, в зависимости от того на сколько слабо или сильно прижимать карандаш к бумаге, получаем бледный или яркий, или затемненный оттиск. Это основа понятий о давлении при печати. Далее. Чем чаще будут расположены грифельные линии, тем большее количество деталей монеты появится на оттиске. Это понятие о линиатуре.

Вернемся к истории. В году эдак 890 от Рождества Христова была предпринята попытка изготовить первую книгу. Вырезанные на доске буквы были использованы в качестве печатной формы. На нее нанесли краску и плотно прижав бумагу получили оттиск. Событие это произошло в Китае. А Европе такое удалось сделать спустя 300 лет. Конечно же, там к этому времени уже умели делать единичные экземпляры гравюр, но именно тиражи появились в 13 веке. Тогда начали тиражировать афиши предстоящих спектаклей. Ну, а дальше — больше. Приступили к книгоизданию. Потребовалось еще 200 лет прежде чем был изготовлен первый печатный станок. Главное в этом аппарате было то, что шрифт там стал подвижным. Иными словами появилась возможность на одной основе собирать и изменять текст. Отпечатали страницу книги, заменили набор и продолжаем печать. Буквенная и знаковые кассы изготавливали вначале из дерева, а затем из металла. Так как все это делалось в ручную, то, например, заглавные буквы новых глав книги, были просто произведением искусства.

2.jpg

Принцип изготовления оттисков таким способом был назван высокой печатью. Литеры, то есть буквы и знаки, выступали над поверхностью платы, на которой они были закреплены (Рис.2) И все дальнейшие усовершенствования такой печатной машины сводились к быстрому изготовлению шрифтов и увеличении скорости нанесения краски и подачи листов бумаги. Но выглядело это как все, что происходило с парусными судами и паровозами. В борьбе за скорость наращивали паруса, поднимали давление в паровых котлах, но выигрыш был не значительным. Так происходило и в полиграфии. Слишком долгой была цепочка от начала набора, до выхода в свет издания. Хотя надо отдать должное тогдашним типографиям. Вот, к примеру, газетное дело. Запуск газеты в печать происходил строго по часовому и минутному графику. Опоздание каралось достаточно строго. И даже без понуканий все успевали в срок. Но всему есть придел. И человеческий разум искал новые возможности увеличения скорости печати иными технологиями. И нашел. Как и многие изобретения это имеет много вековую историю. Начиналась она еще в 18 веке. Тогда, наблюдательный гражданин обратил внимание, что если на плоскую поверхность нанести жир, а в промежутках между ним налить воду, то жир и вода не будут смешиваться. Тоже самое происходит между краской и водой. Теперь если приложить бумагу, то получится оттиск. Получился неожиданный и очень ценный вариант печати. Теперь не нужно вырезать изображение, достаточно каким-то образом нанести его на плоскую поверхность. Такую печать назвали литографией. Так как первые опыты проводили на плоских камнях. В дальнейшем этот способ печати стали называть офсетом. Дословный перевод — не соединение. Но дело на долго осталось экспериментом. Надо было придумать как наносить изображение на основу. Придумали, но лишь в 20 веке.

Решение пришло после изобретения фотографии. Как и на стеклянные пластины научились наносить фото чувствительный слой на тонкие металлические листы. Почему именно на тонкие? А вот для чего. Мы уже говорили — борьба за скорость. Принципиально процесс печати при любом способе одинаков. Наносим краску, накладываем лист бумаги, прижимаем, извлекаем лист из машины— оттиск готов, повторяем операцию. Вся проблема во времени самого цикла и времени подготовки к печати. Здесь следует подробнее описать процесс подготовки в высокой и офсетной печати. Чтобы вы не решили издать, требуется в начале создать оригинал макет. Далее макет надо перенести на плату печатной машины. В высокой печати это происходит либо ручным набором из отдельных букв и знаков, либо с помощью строко отливной машины, которая отливает из металла строку текста Затем делается оттиск для корректуры. Вносится правка. 

3.jpg

Для этого либо изымают букву, либо полностью переливаю строку текста. А бывает и так, что приходится, как говорят наборщики, развалить полностью набор и все начать заново. В офсетной печати все этапы те же. Но техника исполнения в корне другая. Макет создается в электронном виде. А перенос на печатную форму выполняется либо контактным методом с фото форм, на которые нанесен макет, либо непосредственно на металлическую форму с помощью лазерного луча. Следующий этап — установка формы в печатную машину. Сама же машина представляет собой набор вращающихся барабанов. Посмотрим, какую роль они выполняют. Основных цилиндров, как их надо правильно называть - три. На один, навешивают металлическую печатную форму. Ее обкатывают цилиндры небольшого диаметра, нанося тонкий слой воды и краски. Как мы уже говорили, краска и вода не смешиваются, и на форме краска закрывает только печатные элементы. Далее форма вращаясь плотно прижимается к следующему цилиндру — офсетному. На него надето резино-тканное полотно. Это промежуточная дубль-печатная форма. Главное ее свойство — это большая сохранность металлической формы от истирания по сравнению если бы изображение сразу же переходило на бумагу. И, наконец, третий цилиндр — это печатный. Он плотно соприкасается с офсетным, а между ними и проходит бумага (Рис.3). Оттиск готов. Время печатного цикла теперь все цело зависит от скорости вращающихся цилиндров. И она теперь достигла, можно сказать своего предела — 15-20 тысяч оборотов в час. Но при такой схеме печати возникают своеобразные, свойственные только офсетному способу печати, проблемы.

Одним из условий офсетной печати служит правильное состояние и уровень подачи воды, а точнее водно-спиртового раствора, на печатную форму. Дело в том, что раствор представляет из себя сбалансированный по рН, электропроводности и количеству солей, процентному содержанию спирта и температуре состав. Необходимо это для нанесения на печатную форму тонкой водяной пленки. Она, как мы уже говорили должна смочить пробельные элементы чтобы там не наносилась краска. Но чтобы это произошло,водяная пленка должна быть тонкой, иначе начнет размывать края красочного слоя, прочной, иначе в местах разрыва молекул тут же появится краска.

Но, пожалуй, главное во всем процессе — это механика печатной машины. Начнем с того, что напомним о том, что принцип печати заключается в последовательном нанесении красок на лист бумаги. Понятно, что такой способ требует очень точного совмещения цветов. Иначе изображение будет «разваливаться». Человеческий глаз весьма совершенный инструмент, и ему хорошо видны малейшие не точности в печати. Поэтому совмещение требуется до сотых долей миллиметра. Для этого у печатника есть возможность изменить положение печатной формы в нескольких направлениях, исправляя не точность изначального навешивания формы в печатную секцию. Однако, это еще не все неприятности. Любое вращение вызывает вибрации. А когда вращаются десятки, в буквальном смысле этого слова, цилиндров. То вибрация становится просто неизбежной и опасной для печати. Поэтому все детали печатных машин достаточно тяжелые. Но главное — безукоризненно сбалансированные (рис.4). На этом рисунке показаны все цилиндры в печатной секции. С предназначением больших мы уже вас познакомили, многочисленные меньшего диаметра служат для раската краски в тонкую пленку и нанесения на печатную форму. Так вот вибрация также влияет на точное совмещение красок в единое изображение. Следующий по значимости следует проблема между формным и офсетным цилиндрами. Дело в том, что форма жесткая, а офсетное полотно, естественно, относительно мягкое. Соединение между ними происходит под большим давлением, иначе изображение не перейдет на полотно с формы. Вот в это момент и образуется так называемая волна. Как бы туго не была натянута резина, она начинает деформироваться, еще большей деформации подвержена бумага проходящая в этот момент между цилиндрами (Рис. 5) Результат — не четкая и смазанная печать. Компенсируют эту проблему с помощью подложек под печатную форму и офсетное полотно, выравнивая давление и компенсируя геометрические искажения.

4.jpg5.jpg

Подбор подложек или как их принято называть — поддекльный материал, достаточно ответственная процедура. Зазоры между цилиндрами на столько малы, что счет идет на десятые доли миллиметра. За ранее предугадать расстояния не возможно. Резино-тканный материал выпускают многие фирмы. Свойства полотна для различных бумаг также должно быть разным. Для картона или бумаги они весьма различаются. Для печати одних требуется более мягкое, а для других более жесткое полотно. При выпуске машины с завода, конечно же, есть рекомендации по толщине подложек. Но на практике окончательный выбор за печатником. Он пользуется калиброванными картонными листами, подкладывая их под полотно. Но изменение толщины поддекеля приводит к изменению диаметра цилиндра, а значит и линейной скорости. Если толщина подложек будет меньше необходимой или больше, то в любом случае возникает так называемая «волна», то есть деформация офсетного полотна под давлением. В результате разницы скоростей между цилиндрами печать будет не четной, смазанной (двоение изображения). Конечно же избавиться от «волны» полностью не удается. Но, повторимся, ее можно свести к минимуму за счет правильного подбора подложек. В деле качественной печати, опять же, свою лепту в носит и само полотно, а точнее ее компрессионный слой. Он так же нивелирует линейные искажения. Для большего понимания происходящего, посмотрите на Рис.6. На нем показаны пять стадий контакта между цилиндрами и бумагой. Первая — третья стадии — это непосредственно начало и конец нанесения краски на бумагу. А вот четвертая и пятая стадии весьма интересны, так как мы еще не говорили о роли самой краски. А ее роль также немаловажна. Полиграфические краски изготавливают во многих странах — Япония, Корея, Индия, Китай, Россия, но признанным лидером считается Германия. Замешать краску, в принципе, не сложно. Основа и пигменты хорошо всем известны уже многие сотни лет. А вот добиться того чтобы краска была в достаточной степени эластична, не высыхала быстро, но и не слишком медленно, и еще многие параметры, которые свойственны только именно полиграфическим краскам — вот тут немецкие химики, пожалуй превзошли всех. Большинство типографии используют краски именно этой страны. И тем не менее ни чего универсального не существует. Издания отличаются друг от друга и цветом, и насыщенностью красок на листе. К примеру, в макете есть полоски темно- коричневого цвета. Это значит, что они состоят из четырех цветов с предельно допустимым краскопереносом. Или на бумагу с небольшим удельным весом (тонкие сорта бумаг) надо нанести сплошную запечатку. В первом случае печатник может столкнуться с не равномерном отрывом краски на листе бумаги от офсетного полотна. В результате может возникнуть выщипывание краски. А во втором — скручивание листов бумаги. И там и там причина в повышенной липкости краски. Ведь создавали ее для некоего среднего варианта макета. Поэтому в арсенале печатника есть дополнительные химические присадки изменяющие свойства краски.


Возврат к списку



Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Как работает типография - Как это сделано, как это работает, как Как украсить дом жениха на свадьбу своими руками

Как это сделано офсетная печать Как это сделано офсетная печать Как это сделано офсетная печать Как это сделано офсетная печать Как это сделано офсетная печать Как это сделано офсетная печать Как это сделано офсетная печать Как это сделано офсетная печать

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ