План по уходу за пожилым человеком

Моей матери, Ващук Янине Брониславовне, в ноябре прошлого года исполнилось 80 лет, она инвалид второй группы. Из-за плохого состояния здоровья приходится то и дело вызывать для нее «скорую помощь». Я в этом году в очередной раз хотела документально оформить в отделе социального обеспечения себя как осуществляющую уход за матерью. Но получила отказ (участковый врач заявила, что мать не лежачая больная, значит, нельзя оформлять уход за ней). Обоснован ли этот отказ? Раньше уход за 80-летними больными стариками на законных основаниях могли осуществлять их дети. Выходит, изменились подходы в законодательстве? Прошу газету помочь в решении этих вопросов. С ними столнулась не только я, но и некоторые мои знакомые.

Лилия РОВБО, г. Лида

 

На вопрос отвечает адвокат юридической консультации Фрунзенского района Минской городской коллегии адвокатов Евгения ПОТАПОВА

 

Очевидно, что в данном случае речь идет не о возможности осуществлять уход за престарелым родителем (такой возможности никто не может быть лишен), а о праве на получение государственного пособия по уходу за инвалидом план I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста. 

 

Порядок назначения и выплаты такого пособия регламентирован соответствующим Положением, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 сентября 2006 года № 1149. Пособие назначается комиссией по назначению пенсий районного (городского) исполнительного и распорядительного органа по месту жительства нетрудоспособного гражданина, за которым осуществляется уход. Право на получение такого пособия имеют трудоспособные неработающие, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в учебных заведениях дневной формы получения образования лица, не получающие пенсии, пособия по безработице, ежемесячной страховой выплаты в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также не получающие ежемесячного денежного содержания в соответствии с законодательством о государственной службе. В перечень документов, которые в обязательном порядке запрашиваются органом по труду, занятости и социальной защите при разрешении вопроса о назначении пособия, входит заключение врачебно-консультационной комиссии (ВКК), подтверждающее нуждаемость лица, достигшего 80-летнего возраста, в постоянном уходе. Необходимо отметить, что подобное заключение ВКК и ранее (до 6 сентября 2006 года) являлось обязательным документом, подтверждающим необходимость постоянного ухода. То есть подходы в данном случае не изменились. В случае несогласия с заключением ВКК его можно обжаловать в вышестоящую организацию здравоохранения, после чего — в суд.

 

Что касается родственных отношений между нетрудоспособным гражданином и лицом, осуществляющим план по уходу за пожилым человеком за ним уход, то они юридического значения не имеют. Основанием для назначения пособия является факт осуществления ухода за нетрудоспособным лицом, который подтверждается актом обследования (составляется местным органом соцзащиты), справкой сельского (поселкового) Совета депутатов (в отношении лиц, проживающих в сельской местности) либо решением суда. В акте обследования указываются сведения об осуществлении ухода, полученные путем опроса соседей, родственников и других лиц под их личную подпись. Кроме этого, факт осуществления за ним ухода конкретным лицом должен подтвердить сам нетрудоспособный гражданин (при невозможности нетрудоспособного гражданина подписаться вследствие состояния здоровья в акте указывается причина отсутствия его подписи). Осуществление ухода предполагает совместное фактическое проживание либо проживание в одном населенном пункте лица, осуществляющего уход, и нетрудоспособного гражданина, за которым он осуществляется. В исключительных случаях допускается проживание указанных лиц в разных населенных пунктах. 

 

Решение комиссии по назначению пенсий районного (городского) исполнительного и распорядительного органа о назначении (отказе в назначении) пособия оформляется протоколом, который в пятидневный срок с момента принятия выдается лицу, обратившемуся за назначением пособия, или направляется ему по почте. Данное решение может быть обжаловано в вышестоящий комитет по труду, занятости и социальной защите областного (Минского городского) исполнительного комитета. Жалобу можно подавать в течение одного года со дня принятия обжалуемого решения. После направления жалобы в вышестоящий орган решение может быть обжаловано в судебном порядке.

 

Што можа нашкодзіць

 

Хачу скасаваць працоўны кантракт у сувязі з парушэннем наймальніка (затрымка заработнай платы). Цi маю на гэта права?

Іван Пятровіч, г. Гомель

 

На пытанне адказвае Ірына ЦІШКОЎСКАЯ, адвакат юрыдычнай кансультацыі Цэнтральнага раёна Гомеля

 

Згодна з арт. 41 Працоўнага кодэкса Рэспублікі Беларусь тэрміновы працоўны дагавор падлягае скасаванню датэрмінова па патрабаванню работніка ў выпадку яго хваробы ці інваліднасці, іншых важных прычын, якія перашкаджаюць выкананню работы па працоўнаму дагавору, а таксама ў выпадку парушэння наймальнікам заканадаўства аб працы, калектыўнага дагавора, працоўнага дагавора.

 

Факт парушэння наймальнікам заканадаўства аб працы, калектыўнага дагавора, працоўнага дагавора вызначаецца ўпаўнаважаным органам нагляду за выкананнем заканадаўства аб працы, прафсаюзамі і (або) судом.

 

Варта мець на ўвазе, што толькі пасля ўстанаўлення адпаведнымі органамі факту парушэння наймальнікам заканадаўства аб працы ў работніка ўзнікае права аб патрабаванні скасавання тэрміновага працоўнага дагавора. 

 

Для ўстанаўлення такога факту работнік можа звярнуцца ў адпаведны кампетэнтны орган альбо ў прафсаюзную арганізацыю ці непасрэдна ў суд.

 

Пры гэтым да вынясення судом рашэння аб датэрміновым скасаванні кантракту ісцец не мае права спыніць працу, паколькі такое спыненне можа з’явіцца падставай для звальнення работніка за парушэнне працоўнай дысцыпліны.

 

Дата публикации: 18:27:58 03.03.2015



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Уход за пожилым человеком 80 лет - как оформить уход за престарелыми людьми Политика государства в отношении бизнеса

План по уходу за пожилым человеком План по уходу за пожилым человеком План по уходу за пожилым человеком План по уходу за пожилым человеком План по уходу за пожилым человеком План по уходу за пожилым человеком