Уровни самостоятельных работ

⇐ Предыдущая123456789Следующая ⇒

 

Многоуровневая система высшего образования должна предоставлять человеку условия для развития его потенциальных возможностей и уровни самостоятельных работ наиболее полного удовлетворения потребности личности в самореализации. Поэтому на каждом из уровней подготовки самостоятельная работа студентов (СРС) есть обязательное условие, которое должно быть соблюдено самостоятельных для достижения проектируемых результатов обучения.

Правильная (психологически и дидактически обоснованная) организация СРС при изучении каждой дисциплины – это один из основных педагогических путей развития и становления творческих качеств личности учащегося на каждом уровне обучения.

В зависимости от места и времени проведения, характера руководства со стороны преподавателя и способа контроля за результатами, СРС подразделяется на следующие виды:

· самостоятельную работу во время основных аудиторных занятий (лекций, семинаров, лабораторных работ);

· самостоятельную работу под контролем преподавателя в форме плановых консультаций, творческих контактов, зачетов и экзаменов является одним из наиболее эффективных направлений в учебном процессе, развивающим самостоятельную творческую деятельность, исключительно сильно стимулирующую приобретение и закрепление знаний;

· внеаудиторную самостоятельную работу при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера (могут выступать различные виды домашних заданий, практика студентов, учебная, производственная, преддипломная. Домашние задания могут иметь вариативный и дифференцированный характер, они должны учитывать специфику изучаемой дисциплины, особенности личности студента. Дидактическими целями домашних заданий выступают:

- воспроизведение знаний;

- закрепление и углубление знаний;

- формирование умений;

- побуждение и развитие познавательных и профессиональных интересов и мотивов.

Домашние задания используются с целью восполнения пробелов, имеющихся у студентов в усвоении учебного материала, а также с целью стимулирования творческих способностей студентов. Они могут быть как групповыми, так и индивидуальными. Подготовка к практическим, лабораторным занятиям, выполнение контрольных, дипломных работ осуществляется как домашнее задание).

Конечно же, самостоятельность перечисленных выше видов работ достаточно условна, и в реальном образовательном процессе эти виды пересекаются друг с другом.

Для нас наибольший интерес представляет СРС под контролем педагога. Именно она будет использоваться в авторском педагогическом проекте. Самостоятельная работа студентов под управлением преподавателя является педагогическим обеспечением развития целевой готовности к профессиональному самообразованию и представляет собой дидактическое средство образовательного процесса, искусственную педагогическую конструкцию организации и управления деятельностью обучающихся.


Организуемая преподавателем СРС должна составлять не менее 20% от общего времени, выделяемого по учебному плану на самостоятельную работу. Непосредственное распределение часов на организуемую преподавателем самостоятельную работу утверждается по каждой дисциплине научно-методическим советами направлений и специальностей. Организуемая преподавателем самостоятельная работа должна быть предусмотрена для всех дисциплин учебного плана.

Содержание организуемой преподавателем самостоятельной работы может быть описано в рабочей программе каждой дисциплины и направлено на расширение и углубление знаний по данному курсу, а на старших курсах – также и на усвоение межпредметных связей. Время на ее выполнение не должно превышать нормы, отведенной учебным планом на самостоятельную работу по данной дисциплине. В связи с этим необходимо еще на стадии разработки учебных планов, назначая объемы времени, отводимого на аудиторную и внеаудиторную работу студента, учитывать форму самостоятельной работы либо разные ее формы, естественно, требуют разных временных затрат.

Для непрерывного развития учащегося и становления его как творческой личности все элементы содержания образования (знания, умения и навыки, опыт творческой и оценочной деятельности), выделенные в рамках определенной дисциплины, должны быть им усвоены с установкой на перенос и активное использование. Поэтому, на каждом уровне обучения,каждого студента по каждой учебнойдисциплине, нужно снабдить комплектом учебно-методическихматериалов, помогающих ему организовывать самостоятельную работу. В такой комплект обязательно должны входить:


1. Программа, адаптированная для студента;

2. Учебная литература (учебник, задачник, руководство по выполнению лабораторных работ);

3. Система заданий для самостоятельной работы студентов;

4. Методические указания по организации самостоятельной работы при выполнении заданий по разным видам занятий, включая и курсовые работы (проекты).

Отметим особые требования к этим материалам, соблюдение которых помогает обеспечивать обязательные этапы формирования у студентов видов деятельности, знаний, умений, т.е. достигать требуемых результатов обучения.

Программа должна быть ориентирована на достижение конечной цели обучения, соответствовать образовательно-профессиональным требованиям. Она должна содержать: обоснование необходимости изучения дисциплины, написанное в убеждающей и понятной для студентов форме; четкую формулировку цели изучения и задач, которые должны быть решены для достижения общей цели; последовательность тем и разделов курса дисциплины, обязательных для данного направления подготовки; перечень видов деятельности, которые должен освоить студент, выполняя задания по дисциплине; перечни методологических и предметных знаний, общеобразовательных и специальных умений (с указанием уровня их усвоения), которыми необходимо овладеть в процессе изучения данной дисциплины; сроки и способы текущего, рубежного и итогового контроля уровня усвоения знаний сформированности умений.

Учебная литература по содержанию и последовательности представления материала должна соответствовать программе. Вместе с тем учебные пособия должны выполнять не только информационную, но и организационно- контролирующую и управляющую функции. Управляющая функция учебного пособия проявляется в рубрикации, в текстовом выделении основных положений учебного материала, в наличии структурно- логических схем, выявляющих взаимосвязь учебных материалов, в обобщающих выводах. Для повышения эффективности самостоятельной работы студента учебные пособия должны также дополняться методическими пособиями, которые выполняют только руководящую или направляющую роль. Содержание такого пособия должно указывать, в какой последовательности следует изучать материал дисциплины, обращать внимание на особенности изучения отдельных тем и разделов, помогать отбирать наиболее важные и необходимые сведения из содержания учебного пособия, а также давать объяснения вопросам программы, которые обычно вызывают затруднения и приводят к ошибкам. Организационно-контролирующая функция учебного пособия проявляется при переходе к активным формам обучения, способствующим развитию у обучающихся навыков самостоятельной работы. Объем, научный уровень и стиль изложения должны позволять каждому студенту самостоятельно усвоить приведенный в ней материал за время, отведенное на его изучение, и овладеть знаниями, умениями, видами деятельности, перечисленными в программе. Для обеспечения терминологической однозначности в системе знаний, усваиваемых студентом, каждое учебное пособие (или другой вид учебной литературы) должно содержать словарь основных терминов, используемых в нем.

Так как самостоятельная работа включает воспроизводящие и творческие процессы в деятельности студента, различают три уровня самостоятельной работы студентов:

1. Репродуктивный (тренировочный) уровень.

2. Реконструктивный уровень.

3. Творческий, поисковый.

1.Тренировочные самостоятельные работы выполняются по образцу: решение задач, заполнение таблиц, схем и т. д. Познавательная деятельность студента проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании. Цель такого рода работ - закрепление знаний, формирование умений, навыков.

2. Реконструктивныесамостоятельные работы. В ходе таких работ происходит перестройка решений, составление плана тезисов, аннотирование. На этом уровне могут выполняться рефераты.

3. Творческаясамостоятельная работа требует анализа проблемной ситуации, получения новой информации. Студент должен самостоятельно произвести выбор средств и методов решения (учебно-исследовательские задания, курсовые и дипломные проекты).

В практике обучения каждая форма самостоятельной работы представлена большим разнообразием видов работ. Перечислим наиболее распространенные и эффективные из них:

1. Работа с книгой. Это работа с текстом и графическим материалом учебника: пересказ основного содержания части текста; составление плана ответа по прочитанному тексту; краткий конспект текста; поиск ответа на заранее поставленные к тексту вопросы. Работа с первоисточниками, справочной и научно-популярной литературой, конспектирование и реферирование прочитанного.

2. Упражнения: тренировочные, воспроизводящие упражнения по образцу; реконструктивные упражнения; упражнения, направленные на развитие умений и навыков.

3. Решение разнообразных задач и выполнение практических и лабораторных работ.

4. Различные проверочные самостоятельные работы, диктанты, сочинения.

5. Подготовка докладов рефератов.

6. Выполнение индивидуальных и групповых заданий в связи с экскурсиями и наблюдениями в природе.

7. Домашние лабораторные опыты и наблюдения.

8. Техническое моделирование и конструирование.

Большая часть перечисленных видов самостоятельных работ может быть составлена для различных уровней самостоятельной учебной деятельности студентов. Многообразие самостоятельных работ исключает рецептурные указания к их проведению. Однако любая работа должна начинаться с осознания студентами цели действия и способа действий. От этого во многом зависит эффективность всей самостоятельной работы.

 

 

⇐ Предыдущая123456789Следующая ⇒



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Тема: «Организация самостоятельной работы с учащимися» Смена производственных отношений

Уровни самостоятельных работ Уровни самостоятельных работ Уровни самостоятельных работ Уровни самостоятельных работ Уровни самостоятельных работ Уровни самостоятельных работ Уровни самостоятельных работ Уровни самостоятельных работ